Актуально

Мыслить — значит действовать

Для успешной деятельности профсоюзной организации требуется лидер, обученный мыслить и работать по-новому. То есть, способный сохранять позитивные традиции и видеть перспективы, умеющий создать успешную команду единомышленников, отстаивать права работников и выстраивать партнерские отношения с работодателями и властью.

Но мотивировать и вовлекать в профсоюзные ряды свежие силы: от рядовых работников до начальников высшего ранга — наука непростая. Успех этого дела во многом зависит от качества подготовки профсоюзных кадров. В эти дни на базе Оренбургской областной организации профсоюза работников здравоохранения РФ проходит семинар для тренеров-преподавателей и кандидатов в тренеры-преподаватели. Более 40 профсоюзных активистов учреждений здравоохранения Приволжского Федерального округа, в том числе лидеры девяти отраслевых комитетов профсоюза, принимали участие в теоретических и практических занятиях. Среди главных тем – «Кейс-технологии в профсоюзном обучении», «Психолого-педагогические ошибки», «Организация групповых дискуссий», «Мастерство публичного выступления» и многие другие. Тематика семинаров в конечном итоге была направлена на то, чтобы сделать более эффективными методы привлечения в профсоюз.

— Вся учебная программа, по сути, представляет собой курсы повышения квалификации. Чтобы обучать профактив основам профсоюзной работы, сами преподаватели должны быть грамотными, — уверена Людмила Варавва, председатель Оренбургской областной организации профсоюза работников здравоохранения, — Именно поэтому сегодня используются преимущественно активные методики по системе «Научи учителя». Конечная цель – увеличение профсоюзного членства во всех организациях. Мы также пригласили коллег чтобы познакомить с особенностями нашего региона и работой областной организации, совместно с учебным центром представили новые образовательные кейсы, которые могут быть востребованы и в других регионах.

— Занятия ориентированы в первую очередь на аудиторию, которая уже обучает, у которой имеется свой опыт и наработки, — продолжает тему директор Учебно-методического центра профсоюзов Елена Кузьмина, — В то же время в процессе деятельности у преподавателей возникают некоторые типичные ошибки. Как правило, преподавание для активистов – это факультативная функция и от того, какие методики и наработки они используют, зависит дальнейшее желание заниматься продвижением профсоюзной идеи. Наша задача – показать все многообразие современных информационных технологий, которые могут быть полезны в корпоративном профсоюзном обучении.

Специалист по организационной работе Нижегородской областной организации профсоюза и координатор по профсоюзному обучению Приволжского Федерального округа Наталья Степанова считает, что в отдельных регионах проблема подготовки профсоюзных кадров стоит очень остро, особенно там, где нет учебных центров профсоюзов. Хотя наличие проблем, по словам Н.Степановой, это не плохой, а хороший знак – значит, профсоюз не стоит на месте и переживает новые этапы развития.

Наталья Николаевна также отметила высокое качество образовательного процесса в Оренбургском обкоме профсоюза.

— «Дни председателя», регулярные обучающие семинары и школы профсоюзного актива в территориях, активная работа обкома в окружных семинарах, на заседаниях методического совета, разработка и внедрение собственных методических разработок – палитра применения методик работы у Вас самая разнообразная.

То, к чему мы только стремимся, Оренбургская областная организация уже применяет» — считает профсоюзный тренер.

На примере отдельных областных организаций профсоюза, например, Чувашской, можно сделать вывод: системная работа по подготовке профсоюзных кадров напрямую влияет на результат профсоюзного членства. Чувашская областная организация уделяет этому вопросу самое серьезное внимание. Их делегация оказалось на семинаре самой многочисленной – 3 тренера-преподавателя и 3 кандидата. Впечатляет и результат – рост профсоюзного членства по отрасли за 2017 год более чем на 2000 человек.

Преподаватель Учебно-методического центра профсоюзов Наталья Сергеева проводила занятия для кандидатов, то есть тех, кто только делает первые шаги в профсоюзном образовании. По ее словам очень важно, чтобы активист понимал, «где его место и его тема». Чтобы он знал свои сильные стороны, получал удовольствие от передачи уникальных знаний, которыми он, безусловно, обладает.

Так, например, на протяжении многих лет сохраняется традиция проведения школ профсоюзного актива в Новотроицке. Она ежегодно проводится во втором полугодии среди различных категорий актива – председателей, казначеев, рядовых членов профсоюза. Ее организаторы — Наталья Осипова и Александр Нетребко считают, что непосредственная работа с людьми – это самый сложный процесс. «Мы стараемся сглаживать углы, учим справляться с эмоциями, работать с руководителями, важно, чтобы председатель профкома мог повести за собой трудовой коллектив – эти и другие навыки развиваем в рамках ежегодной школы, а знания обновляем сейчас».

— На протяжении всей программы акцент делается на профсоюзных работников, — подчеркивает Елена Кузьмина, — потому что они, выступающие в роли преподавателя, имеют преимущества перед педагогами вуза. Они идут от практики, от конкретных вопросов, которые ежедневно, а порой и ежечасно возникают в профсоюзной работе.

От Оренбургской областной организации профсоюза работников здравоохранения РФ в семинаре принимают участие 9 кандидатов в тренеры-преподаватели и 6 тренеров-преподавателей, которые смогут повысить свою квалификацию и получить соответствующие удостоверения.

Сергей ШКЕРИН

Кстати:

Программа обучения профсоюзного актива «Научи учителя» разработана ЦК профсоюза работников здравоохранения на основе методики Британского профсоюза госучреждений Unison в 1997 году. Она предполагает отбор и подготовку тренеров-преподавателей, которые проходят трехуровневое обучение и будут обучать своих профсоюзных коллег, а те, в свою очередь — следующих и т.д. То есть в основе методики – каскадный метод.