\"\"Прокуратурой Оренбургской области подведены итоги работы по взысканию в пользу работников сельских бюджетных учреждений и организаций задолженности по выплате «уральского» коэффициента.

Согласно статьям Трудового кодекса РФ (№№ 129, 133, 148 и 316) оплата труда работникам в местностях с особыми климатическими условиями производится в повышенном размере. Размер надбавок (коэффициентов) к заработной плате устанавливается Правительством РФ. В Оренбургской области так называемый «уральский» коэффициент составляет 15%. При этом оплата труда на работах в таких местностях производится в порядке и размерах не ниже установленных законодательством. При начислении заработной платы работодатель не вправе включать размер повышающего коэффициента в состав начисленной и подлежащей выплате заработной платы.\"\"Прокуратурой Оренбургской области подведены итоги работы по взысканию в пользу работников сельских бюджетных учреждений и организаций задолженности по выплате «уральского» коэффициента.

Согласно статьям Трудового кодекса РФ (№№ 129, 133, 148 и 316) оплата труда работникам в местностях с особыми климатическими условиями производится в повышенном размере. Размер надбавок (коэффициентов) к заработной плате устанавливается Правительством РФ. В Оренбургской области так называемый «уральский» коэффициент составляет 15%. При этом оплата труда на работах в таких местностях производится в порядке и размерах не ниже установленных законодательством. При начислении заработной платы работодатель не вправе включать размер повышающего коэффициента в состав начисленной и подлежащей выплате заработной платы.
Однако на практике органами прокуратуры и профсоюзными организациями наблюдается обратное. Так, во многих административных территориях Оренбургской области работникам образовательных, медицинских и социальных бюджетных учреждений 15%-ный коэффициент включается в сумму минимального размера оплаты труда. В итоге компенсационная роль этой доплаты фактически теряется, а работодатели таким способом экономят на и без того низких зарплатах бюджетников. Такой позиции придерживается региональная власть, ориентируя органы местного самоуправления на выплату «уральского» коэффициента в составе минимального размера оплаты труда.

Поддерживают деятельность прокуратуры в этом направлении и Федерация организаций профсоюзов Оренбургской области. В вопросе о включении уральского коэффициента в МРОТ у профсоюзов с Правительством области до сих пор нет единообразного подхода. Хотя попытки «поставить точку раз и навсегда» неоднократно предпринимались профсоюзными деятелями на заседаниях Оренбургской областной трехсторонней комиссии.

По словам главного правового инспектора ФОПОО Алексея Косенкова, прежде всего, из-за этого страдают самые низкооплачиваемые категории бюджетной сферы, поэтому прокуратуре и профсоюзным правовым инспекторам приходится подавать судебные иски в защиту этих работников. В результате, в 16 территориях в сфере образования уже заложены в бюджет средства, позволяющие не включать уральский коэффициент в МРОТ. Примечательно, что сами чиновники Правительства, зарплата которых превышает доходы низкооплачиваемых работников, «уральские» получают, исходя из анализа сведений о доходах, размещенных на официальном сайте Правительства области.

«Дело в том, что власть в своих действиях (бездействиях) ссылается на разъяснение Верховного суда, которое поступило в адрес Губернатора области по его запросу. Суть его сводится к тому, что Оренбургская область не относится к районам Крайнего Севера и к местностям с особыми климатическими условиями. Однако это не противоречит ни позиции профсоюзов, ни прокуратуры! — уверен Алексей Геннадиевич, — Почему Уральский коэффициент получают все чиновники, но когда речь заходит о зарплате нянечки в детском саду, то ссылаются на данное разъяснение?! В постановлении Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПСС, которым в 1987 году установлен районный коэффициент, нет ни слова ни о Крайнем Севере, ни об особых климатических условиях. Тем не менее, в Правительстве принято решение направить это разъяснение с сопроводительным письмом в образовательные учреждения.

В основном, разъяснение Верховного суда в ее трактовке властями может ударить по обслуживающему персоналу детских садов, техничек в школах, сторожей в больницах. Минимальный размер оплаты труда на сегодняшний день составляет 5205 рублей, а подобная экономия на зарплате — около 700 рублей.

Всего в 2012 году прокурорами в данной сфере выявлено около 7 тысяч нарушений закона. В суды в интересах граждан направлено более 4 тыс. исков и заявлений на общую сумму свыше 15 млн. рублей. Внесено 73 представления, по результатам рассмотрения которых 46 должностных лиц наказаны в дисциплинарном порядке. За неначисление и невыплату 15%-ного «уральского» коэффициента в отношении 13 работодателей возбуждены административные дела.

Складывающаяся в регионе судебная практика подтверждает правильность позиции органов прокуратуры и профсоюзов. Судебные инстанции признают законными и обоснованными требования о взыскании в пользу работников недоплаченных им сумм «уральского» коэффициента. В основной массе долги по зарплате погашаются.