Фото: Елена Мелик-Шахназарова, газета «Солидарность»

В ФНПР назвали пример создания профсоюза в одном из пунктов выдачи известного маркетплейса в Челябинской области показательным. Накануне профсоюзы встретились с работниками сети по поводу нарушения социально-трудовых прав сотрудников WB.

— На нас через соцсети вышел ряд работников пунктов выдачи маркетплейса. Мы их проинформировали о правах, которые у них есть по ТК. Сложность в том, что многие сами не понимают, в каких отношениях находятся с головной компанией, — рассказал газете «Солидарность» председатель Федерации профсоюзов Челябинской области Олег Екимов.

Целью создания профсоюзной организации стал легализованный статус в эффективной борьбе за свои права, грамотная работа правозащитного направления, в том числе переговоры с компанией, обращение в надзорные органы. Лидером первичной профорганизации Wildberries является менеджер одного из пунктов выдачи заказов Челябинской области, который сообщил, что сейчас все пункты выдачи работают в обычном режиме.

— Пример Wildberries крайне показателен в том смысле, что работники, задействованные в электронной коммерции, будут чем дальше, тем сильнее беспокоиться о своих трудовых правах. Причем независимо от того, каким конкретно образом оформлены их трудовые отношения. Самозанятые, устроенные по договорам ГПХ, работающие через цифровые платформы – все специалисты неизбежно будут объединяться для противостояния определенным притеснениям со стороны фактического работодателя. Это на бумаге можно делать вид, что трудовых отношений нет. Если по факту они есть, — считает заместитель председателя ФНПР Александр Шершуков.

Напомним, Wildberries изменил политику в отношении брака/подмены товаров. При возврате ПВЗ возвращает продавцу 100% стоимости товара. При этом не важно, был ли покупатель мошенником или это товар подменил сотрудник. Компания начала расторгать контракты с бастующими владельцами пунктов выдачи заказов. К офису маркетплейса в Москве пришли около 30 владельцев и менеджеров пунктов выдачи заказов с требованием отменить новый штраф.

В ситуации также стал разбираться Минтруд. После этого руководство маркетплейса отменило свыше 10 000 некорректных штрафов за подмену товаров и пообещало обновить систему обратной связи с сотрудниками и партнерами.