К своему 105-летию Федерация профсоюзов Оренбуржья рассказывает о ветеранах, внёсших значительный вклад в развитие профсоюзного движения региона. На сегодняшний день сохранение преемственности поколений является одной из важных задач работы профсоюзов.

Вячеслав Нусимович Руд — заслуженный машиностроитель России. Возглавлял первичную профсоюзную организацию завода «Оренбургский радиатор» 35 лет. Единогласно был избран коллективом 7 раз и по праву пользуется уважением всех, кто его знает.

— Вячеслав Руд руководил первичной организацией завода с 1985 года. Работа всегда была заметна на городском и областном уровне. Вячеслав Нусимович на всех наших заседаниях и встречах всегда, не стесняясь, обозначал и отстаивал свои позиции, чем и заслужил свой авторитет, — председатель Федерации профсоюзов Оренбуржья Ярослав Чирков.

Вопреки воли партии

На заслуженном отдыхе 73-летний Вячеслав Руд три года, будучи на пенсии, он продолжал трудиться еще 10 лет. Сейчас его дети и внуки занимают руководящие должности в крупных нефтяных компаниях.

До пандемии Вячеслав Руд играл в настольный теннис на родном заводе. При активном его участии на месте бывшей столовой «Оренбургского радиатора» был открыт спортзал для заводчан. Там проводились спартакиады между цехами.

На заводе Вячеслав Руд проработал более полувека.

— Надеюсь и верю, что за эти годы я многим сумел помочь. Ушёл, потому что понял: время пришло. Хотя уговаривали. Всё-таки мы — люди разных поколений. У меня сын старше, чем директор завода, — говорит Вячеслав Руд, — В 1985 году мне нелегко далось решение. В то время я был зампредседателя профкома. И через «голову» председателя я должен был стать секретарем парткома. Партию моя кандидатура не устроила. В это время на эту должность избирают нашего председателя. Позвонили директору завода и сказали, что пришлют инструктора обкома партии на должность председателя профкома. В этот вечер я собираю профком и избираюсь.

Два года, будучи председателем, Вячеслав Руд учился в Москве в международной организации труда, ездил на стажировку на заводы Дании и Германии, где пришёл к выводу — рабочий класс во всех странах, где развивается производство, живёт одинаково.

— Были времена, когда в первичке состояли 6500 человек. Тогда радиаторы, которые выпускали на оренбургской земле, отправляли в 60 стран. Продукцию грузили вагонами. Ни один комбайн в СССР не выпускался без участия нашего завода. Сегодня же в автомобильном и сельскохозяйственном машиностроении уже не найдёшь работающих, а тем более прибыльных предприятий. Производств тракторов и комбайнов практически нет. Пока можно говорить о возвращении позиций только машзавода «Стрела». Я верю в курс президента по возрождению машиностроения. Запад от нас отказался, и слава Богу. Спасибо за санкции — начнём делать своё, — говорит Руд.

В 30-ке самых влиятельных

Заслуженный машиностроитель не скрывает, что мог задать неудобные вопросы на любом собрании, форуме, съезде ФНПР, куда трижды избирался делегатом. Вячеслав Руд преподавал в АтиСО и активно участвовал в общественной жизни региона, был среди выступающих на митингах против Ельцина, а также входил в ТОП-30 влиятельных оренбургских политиков, вступал в полемику с представителями власти на местном телевидении и был вхож в кабинеты руководства города и области.

«Такого человека, как вы, я не видел»

Вячеслав Руд имеет десятки профсоюзных наград. Его имя занесено в Книгу Почёта профсоюзов Оренбуржья.

— Это был 1995 год. Пришёл увольняться слесарь-сантехник. Я ведь даже имени его не помню. Не уверен, что нам приходилось много общаться. И он говорит: я полгорода прошёл, это уже 5 предприятие в Оренбурге, где работаю. Но такого человека, как вы, я не видел. Пришёл сказать «спасибо». У меня ком к горлу подступил, и слёзы. Искренняя благодарность рабочего — для меня самая большая награда, — сказал Руд.

Недавно бывший председатель профкома был на заводе. Прошёл по цехам, пообщался с рабочими.

— «Радиатор» стал современнее, работает стабильно. Сохранены все социальные гарантии. Осталось выстроить цепочки, найти новые рынки сбыта. Мы ведь можем выпускать радиаторы абсолютно на любые машины. Как это делаем под иностранных заказчиков. Например, у нас давно налажено сотрудничество с одним из американских предприятий, только для него в индивидуальном порядке «Оренбургский радиатор» производит 15 видов изделий. Верю, всё получится!

Газета «Простор» № 17 (1158)