Действующий закон требует регулярного обновления, поэтому было решено начать разработку нового закона о занятости с участием Минтруда России, профсоюзов и объединений работодателей. Документ впервые был принят в РСФСР. В этом году ему исполнился 31 год. 

— На сегодняшний день обсуждены первые несколько глав законопроекта — общие положения, полномочия органов власти и участие объединений работодателей и профсоюзов в разработке и реализации государственной политики в области занятости, — прокомментировал руководитель группы оплаты труда и политики занятости Департамента социально-трудовых отношений и социального партнерства ФНПР Егор Пьяных.

Также отдельные главы обсуждались на заседаниях рабочей группы Комитета Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов.

— ФНПР предложила закрепить в законопроекте обязанность органов государственной власти и местного самоуправления обеспечивать условия для участия трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений соответствующего уровня в разработке и обсуждении проектов нормативно-правовых актов. Предложение было воспринято положительно и включено в законопроект, — рассказал Пьяных.

В случае если трехсторонние комиссии не созданы или не действуют, в законопроекте предусмотрена норма об участии представителей профсоюзов и объединений работодателей в разработке нормативно-правовых актов.

Принцип бесплатности осуществления мероприятий государственной политики в сфере занятости также включен в законопроект по предложению ФНПР. Кроме того, в проекте закона нашла отражение инициатива профсоюзов о том, что государственная политика в сфере занятости должна быть направлена на профессиональное развитие граждан.

Есть и ряд положений, по которым мнение социальных партнеров расходится. В частности, ФНПР предложила зафиксировать в законопроекте принцип приоритетного трудоустройства граждан Российской Федерации, который РСПП посчитал излишним и несоответствующим международным договорам.

— Обсуждение наиболее дискуссионных глав нового закона о занятости еще только предстоит. В частности, социальные партнеры должны рассмотреть возможность введения страхования от утраты заработка при потере работы, установление правового статуса новых форм занятости, в том числе самозанятых и занятых с использованием цифровых платформ, — отметил руководитель группы оплаты труда и политики занятости Департамента социально-трудовых отношений и социального партнерства ФНПР.