Проект «Единого плана по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года», предполагающий также разработку программ на перспективу до 2030 года, рассмотрели на заседании Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. По мнению профсоюзов, документ обладает целым рядом существенных недостатков.

ФНПР подготовила свои предложения.

Повышение и индексация заработной платы, налогообложение

В документе предусмотрено ежегодное увеличение средств на повышение заработной платы работников федеральных учреждений. Однако при установленных в проекте Единого плана объемах финансирования рост реальной заработной платы таких работников составит не более 101% в год, тогда как целевой темп роста заявлен в размере 102,5%. Таким образом получается, что целевой рост реальной зарплаты федеральных бюджетников возможен лишь в случае сокращения их численности.

Очевидно, что дополнительные средства требуются и для мероприятий по развитию отраслевой системы оплаты труда сферы здравоохранения.

Профсоюзная сторона РТК отметила, что в случае отсутствия опережающего роста заработной платы на федеральном уровне бюджетной сферы должен быть больший прирост в частном секторе и в бюджетной сфере на региональном и муниципальном уровне. Однако мер, направленных на повышение заработной платы в данных секторах экономики, в проекте Единого плана нет.

Профсоюзы предлагают законодательно закрепить обязанность работодателей осуществлять ежегодную индексацию заработной платы работникам (в том числе, если этот работник — пенсионер) в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги.

Кроме того, обязательная ежегодная индексация заработной платы должна производиться для всех категорий трудящихся, независимо от формы собственности организации-работодателя.

Также предложены меры в сфере фискальной политики: исключение из налогооблагаемой базы суммы, равной МРОТ; развитие прогрессивной шкалы налогообложения.

МРОТ и прожиточный минимум

Есть замечания и к установлению уровня прожиточного минимума населения и МРОТ. Повышение данных показателей на будущий год теперь зависит от роста доходов населения аж в позапрошлом году. В 2020 году доходы граждан падали, а значит и величина прожиточного минимума в 2022 году в реальном исчислении снизится по сравнению с 2021 годом. А так как величина прожиточного минимума используется для установления размеров социальных пособий, то возникает угроза стагнации бедности в незащищенных слоях населения.

В связи с этим профсоюзная сторона РТК предлагает предусмотреть ежегодное увеличение соотношений величины прожиточного минимума населения и величины медианного среднедушевого дохода, а также МРОТ и медианной заработной платы.

Профсоюзы также настаивают на недопустимости включения в МРОТ компенсационных и стимулирующих выплат, установления оклада ниже МРОТ.

Самозанятые

В проекте прогнозируется увеличение численности индивидуальных предпринимателей и самозанятых до 25 миллионов человек, что составит 34,7% от 72 миллионов человек занятых в экономике. Численность же наемных работников, по оценке профсоюзов, сократится с 58 до 47 миллионов человек. Согласно декларации МОТ о социальной справедливости, принятой на 97-й сессии Международной конференции труда 10 июня 2008 года, важность трудового правоотношения должна признаваться как средство обеспечения правовой защиты работников.

По мнению ФНПР, заявленное в проекте Единого плана увеличение численности самозанятых граждан не должно осуществляться за счет сокращения численности работающих по трудовому договору.

Профсоюзы неоднократно указывали на проблемы правового регулирования самозанятых, в частности, изъятие данного вида трудовой деятельности из системы государственного страхования. Значительный рост численности самозанятых без обеспечения их основополагающими трудовыми и социальными правами несет в себе серьезные социальные риски.

Государственные инспекторы труда

За последние 20 лет численность государственных инспекторов труда в РФ сокращена почти в два раза – до 1820 человек. Все это происходит на фоне расширения неформальной занятности, оказывающей давление на традиционные трудовые отношения. Программная реформа предполагает двукратное сокращение и без того недостаточного инспекторского состава.

По мнению профсоюзов, данная тенденция непременно приведет к снижению качества обеспечения государственных прав и гарантий работникам.

Санаторно-курортная реабилитация

Важным направлением сохранения здоровья граждан, особенно в условиях пандемии, является система оздоровления и реабилитации в рамках санаторно-курортного комплекса. Однако соответствующие меры поддержки в проекте Единого плана отсутствуют. Поэтому профсоюзной стороной РТК предлагается установить финансирование реабилитации переболевших коронавирусом работников за счет бюджетных средств, а также рассмотреть вопрос о развитии систем оздоровительного отдыха в РФ, как взрослого, так и детского.

Миграционная рабочая сила

Еще один спорный вопрос в проекте Единого плана – интеграция миграционной рабочей силы в российскую экономику. В проекте отмечено, что «в условиях значительной естественной убыли миграция является важным источником восполнения трудовых ресурсов страны». Профсоюзная сторона РТК считает, что качественный миграционный прирост за счет высококвалифицированных иностранных работников невозможно обеспечить без существенного повышения уровня дохода и заработных плат в России по сравнению с другими странами, которые могут привлекать высококвалифицированные трудовые кадры. Ориентироваться в первую очередь, как отмечают профсоюзы, нужно на создание стимулов для привлечения в РФ бывших соотечественников, а также русскоязычного населения и групп мигрантов, социально и культурно адаптированных к условиям жизни России.