СПАСТИ ЗАВОД

Крупнейшее машиностроительное предприятие Оренбуржья «ОРМЕТО-ЮУМЗ» испытывает серьезные проблемы

«Уважаемые заводчане!

Ваши предложения по экономии топливно-энергетических ресурсов помогут решить проблемы их сбережения, что повлечет за собой снижение  расходной части бюджета предприятия и его стабильную работу».

Эта надпись на проходной предприятия «висит» уже много лет, но сегодня она особенно актуальна.  Еще в начале 90-х годов крупнейший машиностроительный концерн являлся символом промышленности востока области, был обеспечен заказами, а его трудовой коллектив вместе с ведущими инженерными кадрами насчитывал более 10  тысяч человек. Сегодня здесь введен режим жесточайшей экономии — с 12 сентября свыше 2300 человек находятся в простое. По словам дирекции предприятия, эта вынужденная мера позволит стабилизировать положение и сохранить рабочие кадры. Простой продлится до 8 октября. На сегодняшний день долги предприятия за «коммуналку» возросли до внушительных размеров – 247 миллионов рублей. 

Работники видят, что их родное предприятие лихорадит. И стали уходить. В начале года здесь работало около 3500 человек, сегодня – уже чуть больше 3000.

Главная причину проблем администрация видит в огромном кассовом разрыве между обеспечением заказов и их оплатой, в снижении кредитных лимитов нескольких банков, а также в активных действиях со стороны поставщиков энергоресурсов по взысканию задолженности. На встрече с председателем Федерации профсоюзов Ярославом Чирковым,  председателем областной  организации Российского профсоюза работников промышленности Клавдией Осипович и председатем профсоюзной организации завода Натальей Азмухановой генеральный директор АО «Машиностроительный концерн ОРМЕТО-ЮУМЗ» Григорий Пилипчук подчеркнул,  что портфель заказов обеспечен финансированием лишь на 20%, так как большинство контрактов по условиям тендеров имеют отсрочку платежа после отгрузки.  В результате, чтобы выполнять заказы (а они есть) предприятию нужны оборотные средства, которых не хватает. По подсчетам специалистов, для полноценного функционирования производству  необходим ежемесячный оборот в 350 миллионов рублей, сегодня он едва достигает 200 миллионов.

 

-Мы идем к соглашению стать соисполнителем по Кубинскому контракту, часть выплаты аванса по которому – это 40% решения нашей проблемы. У нас также  есть крупный тендер на генеральную поставку кранов, с выплатой аванса.  Среди других перспективных проектов — загрузка предприятия заказами от  ПАО «Уралмашзавод», ежедневно ведем поиски новых инвесторов. Скорее всего, будем отказываться от части заказов без предоплаты, концентрируясь на более прибыльных. Ближайшая задача –  запустить производство, погасить задолженность и выплатить работникам заработную плату, — сообщил Пилипчук. 

И если высказывания генерального директора вселяет уверенность, что выход из кризиса действительно будет найден, то у трудового коллектива настроение иное. На встрече профсоюзного актива работники выразили общую обеспокоенность судьбой предприятия, которому отдали десятки лет. Они находятся в неведении.  А незнание информации порождает страхи, в том числе, о банкротстве, о масштабных предстоящих сокращениях. Рабочие также жалуются на неудовлетворительные санитарно-бытовые условия, недостаточную обеспеченность специальной одеждой, плохое питание и другое.

— В стране вводят пенсионную реформу. Они что там не знают, что предприятия закрываются? В малых городах нет рабочих мест. Наш завод – один из тысячи примеров по всей стране. Куда нам ехать? В Оренбург? А вы примите всех нас? Так почему наша власть не заботится, что малые города погибают! Сначала заводами, потом – городами!- обращались к профсоюзному лидеру области работники. — Выжать все и бросить! Министерство промышленности страны разве не знает о нашей ситуации? Какие меры оно предпринимает по сохранению машиностроительной отрасли? Особенно таких предприятий, как наше, с полным циклом производства?

Тревоги работников и текущие проблемы были подняты профсоюзной делегацией на встрече с Григорием Пилипчуком.

— Кто вам сказал про банкротство? – удивляется руководитель, —  Сокращения, да,  возможно, будут…  Особенно, если мы откажемся от части контрактов. Но опять же о масштабах оптимизации говорить пока  рано,  будем исходить из конкретной экономической ситуации и перспектив.

—  Конечно, люди очень обеспокоены, — отметил Я.А. Чирков, — Надеемся, что предприятие будет работать. Но нас действительно очень тревожат объемы и, соответственно, риски сокращений. Мы со своей стороны проинформируем губернатора Оренбургской области, – сказал профсоюзный лидер.

В подобной сложной обстановке предприятие оказывается не впервые.  Аналогичная ситуация с остановкой производства происходила в мае этого года. Тогда завод приостанавливал свою работу на две недели с таким же объемом сохранения заработной платы.  Но все же потом производство было возобновлено. Что будет на этот раз?

P.S.

На фоне решения Правительства РФ о повышении пенсионного возраста и рисках предстоящей оптимизации на заводе, вопрос последующего трудоустройства работников в городе Орске вызывает очень серьезную тревогу. Куда податься рабочим особенно узких специальностей?  Оставлять малую родину в поисках лучшей доли? И готовы ли центры занятости к переобучению работников?  Надеемся, предприятие сможет решить проблемы «малой кровью» и выстоит. Мы все на это надеемся…

 

Простой по вине работодателя 

Комментарий эксперта

Алексей Косенков, главный правовой инспектор труда Федерации профсоюзов

В работе любого предприятия возможны перебои по причине временных экономических трудностей, непредвиденных ситуаций, а также по нерасторопности или халатности руководства. Если наниматель не может обеспечить своих сотрудников предусмотренной трудовым договором работой, то это расценивается как вынужденный простой по его вине. В соответствии со ст. 72.2 ТК РФ простой – это временная остановка работы компании по причинам, которые носят не только экономический, но технический, технологический или организационный характер. Причин простоя очень много, главное, чтобы они были объективными и обоснованными. Если работа была остановлена не по вине работодателя или сотрудника, то оплата должна составлять 2/3 от оклада. Больший размер может быть предусмотрен трудовым или коллективным договором. Среднемесячную зарплату исчисляют в соответствии со ст. 139 ТК РФ. В сумму включают не только оклад, но выплачиваемые премии и надбавки. 

Следует помнить, что приостановление работы во время простоя не является отпуском. Работнику нужно быть готовым приступить к своим обязанностям в любое время. Поэтому он должен находиться на своём рабочем месте. Если нет необходимости, то непосредственный руководитель может разрешить отсутствовать на рабочем месте. Но такое отсутствие должно быть оформлено юридически в виде увольнительной записки или закреплено в приказе о простое. В противном случае оно может расцениваться как прогул и повлечь за собой увольнение.