Правительство Российской Федерации 16 июня 2018 года внесло в Государственную Думу РФ законопроект о повышении пенсионного возраста. В связи с этим считаем необходимым заявить о позиции Оренбургской областной организации ГМПР и первичных профсоюзных организаций ГМПР, входящих в структуру областной организации, по данному вопросу.

Требование о повышении пенсионного возраста было в числе первых, поставленных перед Правительством Российской Федерации консультантами Всемирного банка и Международного валютного фонда. Эта мера, инициируемая либеральными экономистами, в том или ином виде присутствует во всех вариантах концепций реформирования пенсионной системы. Политики и эксперты каждый раз обращали внимание инициаторов на невысокий и краткосрочный экономический эффект, на большой уровень социального риска при реализации этой идеи, а также на необходимость комплексного подхода.

Намерение повысить пенсионный возраст не основано на имеющихся официальных статистических данных и не соответствует целям, поставленным Президентом Российской Федерации Правительству.

Согласно данным Федеральной службы государственной статистики, в 62 субъектах Российской Федерации средняя ожидаемая продолжительность жизни мужчин меньше 65 лет, а в трех субъектах — меньше 60 лет. При сохранении демографических тенденций в целом по России, до 65 лет не доживет 40% мужчин и 20% женщин. Реализация предложения о повышении пенсионного возраста будет означать, что значительная часть российских граждан не доживет до пенсии.

Пенсионный фонд России самоокупаем и в дополнительных дотациях не нуждается. Эффективная ставка платежей в ПФР составляет даже не 22% (размер пенсионного взноса) от зарплаты, а всего 18,5%. В нормальных условиях этих средств хватило бы на выплату страховых пенсий. Но есть нюансы – сохранение льготной ставки пенсионного взноса для ряда территорий и отраслей, а кроме того – существующая структура занятости. 

По подсчетам экспертов, большое количество занятых трудятся без заключения трудовых договоров, находясь в «чёрной» или в «серой зоне». То есть либо вообще не платят взносов, либо платят на порядок меньше, чем должны. 

По оценкам руководства пенсионного фонда, из 77 миллионов лиц трудоспособного возраста регулярные отчисления поступают только от 43,5 миллионов человек. 

По официальным оценкам Росстата, теневой фонд оплаты труда превышает 10 трлн. руб. в год. Это означает, что ежегодно в Пенсионный фонд не поступает 2,2 трлн. руб. страховых взносов при действующей ставке взносов в 22%. 

Таким образом, при сохранении текущей ставки и полностью легальной занятости не будет дефицита пенсионного фонда. Более того, средний размер пенсии мог бы повыситься.

В основе нелегальной занятости лежит бесправие работников вследствие неэффективных механизмов защиты их права на трудовой и коллективный договор. Положительные результаты могли бы принести увеличение ответственности работодателей за применение «серой» занятости и уход от уплаты налогов и страховых сборов. Но для преодоления бесправия необходимо изменить законодательство и вернуть реальные права на объединение в профсоюз, на коллективный договор и забастовку, восстановить гарантии профсоюзным активистам от увольнений.

Именно борьба с неофициальной занятостью должна стать основным решением проблемы дефицита пенсионного фонда.
В случае реализации планов по повышению пенсионного возраста, с учетом отсутствия государственных программ переподготовки кадров и ввиду автоматизации производства и вымывания с рынка труда низкоквалифицированных видов занятости, результатом станет только создание многомиллионной армии пожилых людей, не имеющих ни работы, ни пенсии.

 

Президиум Оренбургской областной организации ГМПР ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Поддержать позицию ФНПР о преждевременном повышении пенсионного возраста в Российской Федерации.
2. Поддержать решение президиума ФПО от 19 июня 2018 года № 24-1 «О действиях профсоюзов на законодательную инициативу Правительства РФ по вопросам назначения и выплаты пенсий».
3. Обратиться к депутатам Государственной Думы ФС РФ от Оренбургской области с требованием снять с рассмотрения Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации законопроект № 489161-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» (в части повышения нормативного пенсионного возраста).
4. Предложить Исполкому Центрального Совета ГМПР рассмотреть возможность инициирования Горно-металлургическим профсоюзом России проведение референдума Российской Федерации по вопросу повышения пенсионного возраста в соответствии с Федеральным конституционным законом от 28.06.2004 N 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации».
5. Предложить Исполкому Центрального Совета ГМПР и Президиуму ФПО рассмотреть возможность организации и проведения коллективных протестных акций профсоюзами.

Постановление «О рассмотрении проекта федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам назначения и выплаты пенсий».doc