Средняя зарплата в металлургической отрасли должна быть не менее четырех прожиточных минимумов — с таким требованием к бизнесу выступили члены Горно-металлургического профсоюза России на своем пленуме. Соответствующий пункт, наряду с другими предложениями по увеличению заработков работников, внесен в проект нового отраслевого тарифного соглашения. Представители работодателя от этого не в восторге и предупреждают: переговоры по заключению ОТС будут крайне непростыми. Делегаты пленума не обошли вниманием и ситуацию на Качканарском ГОКе, решили поддержать первичку на первомайских акциях и обещание свое выполнили.
КУРС НА ПОВЫШЕНИЕ
Возможности повышения заработной платы работников металлургической отрасли стали основной темой разговора на XII пленуме Горно-металлургического профсоюза России, состоявшегося 28 апреля. Первым делом делегаты пленума обсудили наиболее острые аспекты проекта отраслевого тарифного соглашения на 2017 и последующие годы и поспорили о его положениях.
Было отмечено: проект готовился с учетом особенностей рынка и интересов его участников. Так, чтобы ОТС не просто оставалось на бумаге, но было реально выполнимо для большинства работодателей. При этом для работников в проекте сохранены основные принципы действующего соглашения: ежегодный пересмотр раздела «оплата труда”, нацеленность на сокращение разрыва в уровне доходов сотрудников и руководства. Есть и различия. Например, четче прописаны механизмы, по которым работодатель должен сохранять и увеличивать заработки персонала. Чтобы понимать, почему профсоюз выставил более жесткие условия контроля за оплатой труда, необходимо знать реалии горно-металлургического комплекса в последние годы.
— После резкого падения в 2013 году прибыль в горно-металлургическом комплексе росла и в 2015 году достигла 766 млрд рублей. Это наилучший результат за последние пять лет, — сообщила заместитель председателя ГМПР Светлана Боева. Впрочем, она отметила, что прибыль выросла в основном за счет падения курса рубля и переоценки валютных депозитов.
В то же время, по данным Боевой, за последние два года реальная заработная плата работников отрасли снизилась на 7,5%. Это произошло из-за того, что практически во всех компаниях ГМК индексация зарплат оказалась значительно ниже инфляции. Только на четверти предприятий средняя зарплата осталась на уровне прошлого года либо была увеличена. На остальных — снижение.
По сути, действующее ОТС оказалось не выполнено. И на этом фоне профсоюз намерен добиваться не только достойной индексации доходов по итогам 2016 года, но и требовать, чтобы средняя зарплата по отрасли была не ниже четырех прожиточных минимумов (для трудоспособного населения региона).
— За два года реальная зарплата снизилась на 7,5%, хотя в действующем соглашении есть обязательство работодателя ее сохранять. Почему это происходит? Как пример: 26 апреля на заседании соцсовета компании «Русал” было сказано, что на 2016 год закладывается индексация на 6,8%. А если инфляция будет выше?! — возмутилась, выступая на пленуме, Оксана Обрядова, председатель Оренбургской областной организации ГМПР. Аналогичные претензии предъявляли и другие делегаты пленума.
Обрядова уточнила, что в проекте нового ОТС предлагается конкретизировать положения, касающиеся индексации зарплат металлургов, таким образом, чтобы у бизнесменов не оставалось другого пути. В частности, порядок индексации должен быть принят на каждом предприятии, прописан в коллдоговоре и согласован с выборным органом работников.
В принципе, из выступлений участников пленума стало ясно: кампания по подписанию ОТС будет очень непростой. В условиях кризиса работодатели, несмотря на прибыли, стремятся сократить издержки. И не в последнюю очередь — за счет оплаты труда персонала. Профсоюз против такого подхода и требует достойной индексации, несмотря на экономические сложности.
ДО УРОВНЯ КАМБОДЖИ
У присутствующего на пленуме представителя работодателей — директора Ассоциации промышленников горно-металлургического комплекса России (АМРОС) Алексея Окунькова новшества в проекте соглашения энтузиазма не вызвали:
— Ваше желание дать рабочему человеку как можно больше — понятно. Но есть ряд экономических понятий, от которых не уйти. При этом проект соглашения, который я сейчас вижу, больше всего напоминает мне документ 2008 года, когда мы несколько эйфорично рассматривали ближайшие блестящие перспективы металлургии, а закончилось все приостановкой ряда основных параметров ОТС, — предупредил Окуньков.
По его словам, многое из внесенного представителями профсоюза в проект ОТС грозит крайне сложными переговорами. И в первую очередь речь идет о попытке добиться индексации зарплат на уровень инфляции в полном объеме.
— Да, у нас есть некоторое снижение реальной заработной платы. Но аналогичные процессы происходят по всей стране. Мы здесь как минимум в тренде, а на общем фоне выглядим даже несколько лучше. Это печально, но таковы реалии, — заявил Окуньков.
Делегаты с ним не согласились:
— Мы, безусловно, учитываем обстановку, сложившуюся в отрасли, стране и мире. Но мы знаем и другое: часто возможности для повышения зарплат работников у бизнеса есть. Просто они не используются должным образом, — заметил Александр Афанасьев, председатель профкома завода «Северсталь”.
Такую позицию поддержал и депутат Государственной думы Михаил Тарасенко.
— Время пришло такое, когда мы по зарплатам скоро будем ниже Камбоджи, где еще 10 лет назад людей мотыгами убивали. А нам рассказывают сказки, что в условиях кризиса не телевизоры покупать надо, а экономить, потому что в любой момент ты зарплату потерять можешь. Это сознательное запугивание народа, — считает Тарасенко. По его мнению, важны даже не цифры, которые включаются в ОТС, а то, какими методами профсоюз готов добиваться принятия и исполнения соглашения.
Частично на поставленный депутатом вопрос ответила в конце доклада Светлана Боева. Осознавая, что переговоры по соглашению предстоят крайне непростые, профсоюз не исключает, что для убеждения работодателей могут потребоваться массовые коллективные действия.
КАЧКАНАРСКИЙ ПРЕЦЕДЕНТ
Акции протеста были упомянуты во время совещания еще раз — в связи с ситуацией на Качканарском горно-обогатительном комбинате. «Солидарность” уже сообщала, что из-за действий работодателя, пытающегося оказать давление на профком, есть опасность полной остановки Качканарского ГОКа, а вслед за ним и Нижнетагильского металлургического комбината(см. «Солидарность” № 17, 2016).
Выступая на пленуме, председатель профкома КГОКа Анатолий Пьянков вновь рассказал о конфликте, во время которого работников предприятия фактически под угрозой увольнения вынуждают согласиться с урезанием зарплаты.
По просьбе Пьянкова делегаты пленума решили, что организации ГМПР на первомайских мероприятиях выразят солидарность с коллективом Качканарского ГОКа. Идея была реализована: в День международной солидарности трудящихся металлурги вышли на шествия и митинги с требованиями прекратить давление на работников комбината. Кроме того, управляющей компании «ЕвразХолдинг” и отраслевому объединению работодателей была отправлена рекомендация: предотвратить действия руководства ГОКа, которые могут привести к его остановке
.
ВОКРУГ ВЫБОРОВ
Еще одной темой пленума стало участие ГМПР в предстоящих выборах депутатов Государственной думы VII созыва. Традиционный для профсоюза принцип сотрудничества с несколькими политическими партиями было решено не менять.
— Мы контактируем со всеми партиями, предвыборные платформы и программы которых отвечают профсоюзным целям и задачам, а позиции по социально-экономическим проблемам и путям их решения в основном совпадают с позицией ГМПР, — отметил в выступлении на эту тему председатель профсоюза Алексей Безымянных.
Он сообщил, что накануне пленума, 27 апреля, состоялись встречи членов Центрального совета профсоюза с представителями ряда политических партий. И отметил, что одной из партий, с которыми профсоюз готов активно сотрудничать, является Всероссийская политическая партия «Союз труда”.
Ранее председатель ГМПР представил свои наказы к программе партии «Союз труда”. В частности, глава профсоюза предложил включить в партийную повестку разработку госпрограммы реструктуризации экономики моногородов в увязке с программой импортозамещения; сокращение разрыва в среднедушевых доходах населения; изменение налоговой системы в целях достижения большей справедливости в распределении доходов и другие пункты.