Пенсии россиян, работавших на вредных и опасных производствах, защитят с помощью архивов.Российские депутаты хотят обязать предпринимателей, закрывающих свои фирмы, думать и о будущем подопечных работников.Российские депутаты хотят обязать предпринимателей, закрывающих свои фирмы, думать и о будущем подопечных работников. Компании не смогут окончательно уйти в прошлое, пока не предоставят в архив всю информацию о зарплатах и стаже своего персонала.

Такой законопроект поступил на рассмотрение в Госдуму. По словам экспертов, подобные меры должны усилить пенсионные гарантии тем, кто работает на опасных и вредных производствах, а также в условиях Крайнего Севера.

Сохранность документов о трудовом стаже и зарплате является критически важной в обеспечении пенсионных прав наших граждан. По действующему закону в случае ликвидации любой компании (в силу реорганизации или банкротства) документы по ее личному составу должны передаваться в государственный или муниципальный архив. Однако для индивидуальных предпринимателей (ИП), закрывающих свой бизнес, такой обязанности законом не предусмотрено.

Поэтому депутаты Государственного совета Чувашской Республики решили заполнить этот правовой пробел, внеся в Госдуму проект поправок в закон о госрегистрации юрлиц и ИП. Проблема в том, что в последнее время участились случаи, когда конкурсные управляющие и ликвидационные комиссии в нарушение законодательства не передают на госхранение архивные документы. Таким образом предприниматели игнорируют будущую социальную защищенность работников, с которыми вынуждены расстаться из-за закрытия или реорганизации бизнеса.

И такие ситуации в России нередки. В Чувашии в прошлом году из всех лиц, обратившихся в архивы за получением подтверждений на соцгарантии и пособия по выходу на пенсию, 11 процентов получили отказ. А это более 4 тысяч граждан, рассказал \»РГ\» председатель комитета по социальной политике и национальным вопросам Госсовета Чувашской Республики Петр Краснов. \»Для нас это большая цифра, и мы посчитали, что это общероссийская проблема. Поэтому мы предложили законодательно ее решить\», — объяснил он.

За подобными справками в архивы часто обращаются люди со специфическим профессиональным стажем, говорит заместитель директора Института социального анализа и прогнозирования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации Юрий Горлин. Большую часть информации по трудовым пенсиям учитывают в Пенсионном фонде России (ПФР). Но не учитывают некоторые специфические профессиональные стажи. Поэтому педагоги и врачи порой вынуждены обращаться в архив за подтверждением своих пенсионных прав.

В ПФР может отсутствовать и информация о стажах в периоды, предшествующие пенсионным реформам, а порой — и за трудовые периоды советского времени, говорит кандидат экономических наук Елена Гришина. По ее словам, нередки случаи, когда записи в трудовой книжке не совпадают с фактическим стажем и обязанностями. Они могут быть более вредны и предполагать большую пенсию, чем по трудовой книжке. Это может касаться металлургов, работающих у мартеновских печей, машинистов метро, работающих под землей, а также и тех, кто имеет право на \»северные\» коэффициенты.

Новация коснется не только обязанности ИП обеспечить надлежащую архивацию документов о стаже и зарплате своих работников. Депутаты предлагают обязать закрывающиеся компании и ликвидирующихся ИП предоставлять в ФНС справку о том, что надлежащие документы действительно были сданы в архив.

Если такой справки предоставлено не будет, то орган ФНС запросит подтверждение. Если выяснится, что в архив документы сданы не были, то компаниям откажут в регистрации факта ликвидации. Если такая ликвидация преследует цель реорганизации холдинга, то отказ ФНС регистрировать ликвидацию может заморозить хозяйственную деятельность такого бизнеса.

Теоретически обязанность предоставить справку об архивации кадровых документов способна усложнить процедуру общения предпринимателей с чиновниками, опасается заслуженный экономист России, профессор Сергей Календжян. \»Для увеличения эффективности предлагаемой процедуры и снижения возможных издержек для бизнеса можно было бы установить внутриведомственный регламент и временные нормативы обмена информацией между органами и институтами власти. Это оказало бы значительную помощь бизнесу и сэкономило бы массу его времени, которые он бы тратил на хозяйственную деятельность, а не на стояние в очередях\», — предлагает эксперт.

Источник:  Российская Газета