23 мая на заседании Правительства рассмотрят поправки в ТК РФ, согласно которым творческих работников обяжут раз в пять лет проходить переаттестацию.
23 мая на заседании
Правительства РФ будут рассмотрены поправки в Трудовой кодекс,
согласно которым творческих работников обяжут раз в пять лет проходить
переаттестацию.
Напомним,
соответствующий законопроект представило Министерство культуры. Его появление
вызвало неоднозначную реакцию в обществе. Если коротко, то суть его в том, что
творческие работники, а это артисты музыкальных и драматических театров,
цирковые артисты и музыканты на постоянных трудовых договорах, раз в пять лет
будут проходить обязательный конкурсный отбор. Если работник не пройдет
конкурс, то он может быть уволен. При этом сами руководители от такого подобия
аттестации избавлены.
Очевидно, что закон
может стать неприкрытой дискриминацией, рычагом для увольнения неугодных. Но, по мнению авторов законопроекта, он
позволит многим театрам решить проблему «кадрового балласта». По словам
замминистра культуры Григория Ивлева, сейчас 70-75% артистов театров заключают
договоры на неопределенный срок, из них около 25-30% не востребованы в
репертуаре, то есть не имеют ролей и не играют на сцене.
Пока в законопроекте
четко не прописан ответ на один из самых волнующих вопросов: а кто будет
оценивать творческих работников?
Понятно, что
аттестация- это своего рода экзамен, проверка определенных профессиональных
знаний и навыков: например, правил вождения самолетов, знания технологических
операций и служебных обязанностей. При этом аттестационная комиссия состоит из
высококвалифицированных специалистов, которые в своих оценках опираются строго
на соответствующие документы, благодаря чему любую аттестацию можно проверить и
перепроверить. Но кто судьи в случае с аттестацией творческих работников? И как
это будет выглядеть: писать тесты наподобие ЕГЭ, сочинять поэмы в честь своего
работодателя, или по памяти зачитывать Маяковского…?
Учитывая
откровенную тенденцию падения престижа культуры, «благодаря» аттестации могут
быть оправданы бездарные режиссеры, ангажированные худруки, «эффективные»
менеджеры (руководители) театров, — считает оренбургский блогер Варвара. — Все
это — свидетельство уничтожения нашей культуры, конкретно — театров, так как их
перевод на коммерческие (рыночные) рельсы другого не предполагает.
Духовно-нравственная среда не может быть самоокупаемой, если это сфера
государственных интересов и обязательств. Театр — сложный организм, в котором
должен быть свой «энергетический запас» («золотой» фонд в том числе!) — штат
актеров. Задача художественного руководителя — развивать репертуарную политику,
сохраняя свои классические постановки.
Тем не менее, несмотря на тревоги, на
последнем заседании российской трехсторонней комиссии законопроект был принят
без разногласий. В законопроекте будет
положение о проведении конкурсов-аттестаций. В нем записаны представители
профсоюза и если с артистами будут «сводить счеты», они смогут заступиться за
них — возразить и в судебном порядке оспорить решение конкурсной комиссии.
В этой ситуации,
пожалуй, уместно будет обратиться к творчеству Михаила Булгакова:
убедиться в том, что Достоевский ? писатель, неужели же нужно спрашивать у него
удостоверение? Да возьмите вы любых пять страниц из любого его романа, и без
всякого удостоверения вы убедитесь, что имеете дело с писателем. Не
удостоверением определяется писатель, а тем, что он пишет!»
Хочется надеяться,
что новый законопроект приведет к главному, ради чего он разрабатывался –
избавлению культуры от застоя. Но в современных условиях изначально благое
начинание, увы, часто извращается. Одно дело, когда речь идет об оценке
персонала (повышении разряда, должности). Другое — прикрытое аттестацией
сокращение или избавление от неугодных начальнику лиц.
— Само по себе
введение конкурсной системы не является «ноу-хау» рыночной экономики, она уже
применялась в театрально – зрелищных учреждениях в соответствии с Постановлением
Правительства от 1986 и 94 года, рассказывает Людмила СИМОНОВА, председатель Оренбургской
областной организации профсоюза работников культуры. — Решение о введении
конкурсной системы является компромиссом трех сторон: государства – в лице
Минкультуры и Минтруда, работодателей – инициаторов проекта, творческими
союзами (МТД) и отраслевым профсоюзом.
Первоначальный вариант Рабочей группы
Минкультуры был более радикальный: всех творческих работников предполагалось
перевести на срочный трудовой договор, с тем чтобы переформатировать деятельность театров, концертных организаций,
цирков, средств массовой информации. Следует признать, что правовое положение
наемного творческого работника с периодическим проведением конкурсов станет
более «шатким» и уязвимым. И здесь возникает несколько вопросов:
*** В действующем ТК РФ есть статья 351 в
редакции ФЗ № 90 от 30.06.06 г. согласно которой особенности регулирования
труда творческих работников и его оценки устанавливаются не только трудовым
законодательством, но и иными нормативными правовыми актами, коллективными
договорами, соглашением, локальными нормативными актами,
индивидуальными трудовыми договорами. Спрашивается, почему работодатель не использует свои права?
Тем более, что ФЗ №
83 дал им право самим, а не учредителям утверждать штатное расписание,
независимо от организационно-правовой формы. И здесь просматривается нежелание
работодателей рисковать, используя свои права и нести за свои действия
ответственность.
*** Проект подготовлен по поручению
Правительства по ходатайству деятелей культуры, как правило работодателей из
Москвы и Санк-Петербурга, где рынок труда творческих работников избыточен,
тогда как мнения руководителей творческих коллективов всей «оставшейся» России
не спросили, а их более 90%. Опрос не проводился. Демократично ли это с точки
зрения либерализации общественной жизни? А ведь в большинстве Субъектов РФ рынок творческих профессий чаще всего
дефицитен.
*** Введение конкурсной системы – это
определенная реформа трудовых отношений, инновационный путь к так называемому
«эффективному контракту», формированию профессиональных стандартов (в рамках
Указа Президента РФ № 597 от 07.05.2012 г.), когда учитываются индивидуальные
особенности работника, при этом достигается экономия фонда оплаты труда, т.к. «кастинговый
подход» в формировании творческого состава коллектива позволяет исключить
ситуацию, когда одновременно платится простой штатному работнику и полный тариф
наемному работнику со стороны:
Появляется
возможность направления экономии фонда оплаты труда творческого коллектива на
повышение зарплаты по результатам трудовой деятельности в соответствии с
индивидуальными трудовыми договорами.
В ходе согласования
проекта между Министерством культуры и Профсоюзом достигнута договоренность о
том, что при разработке Положения о проведении конкурсов будет предусмотрена
норма, согласно которой в состав конкурсных комиссий будут включаться
представители творческих коллективов в лице членов выборных профорганов
Российского профсоюза работников культуры.
Для уволенных по итогам конкурса потребуется восстановление театральной
биржи, т.к. существующие бюро по трудоустройству «творцами» не занимаются.
Министерство культуры РФ приступило к субсидированию работы по воссозданию
театральной биржи.
Сама конкурсная
система создает внутри учреждения «выталкивающую» силу, т.е. у работодателя,
как показала практика, появляется дополнительное основание для увольнения
работника, рычаг избавиться не только от так называемого «балласта», но и от
«неугодных», работодатели хорошо знают, что главное в этом деле не нарушить
процедуру проведения конкурса, а «компромат» на артиста всегда найдется… С
такой практикой профсоюз намерен бороться.