\"\"20 лет назад в Оренбургской области был образован важнейший инструмент взаимодействия правительства, профсоюзов и работодателей — Оренбургская областная трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений. С самого начала ее существования и по сей день одним из самых активных ее участников является Михаил Долгополов — председатель Оренбургской областной организации профсоюза работников госучреждений и общественного обслуживания РФ

\"\"20 лет назад в Оренбургской области был образован важнейший инструмент взаимодействия правительства, профсоюзов и работодателей — Оренбургская областная трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений. С самого начала ее существования и по сей день одним из самых активных ее участников является Михаил Долгополов — председатель Оренбургской областной организации профсоюза работников госучреждений и общественного обслуживания РФ

— То,
что в 1992 году в Оренбуржье начала работать трехсторонняя комиссия — не наше
изобретение, а огромный международный опыт. Учитывая, что страна перешла на
другие (рыночные) экономические и политические отношения, такая комиссия для
ведения диалога стала необходима всем сторонам — правительству, профсоюзам и
работодателям. Появилась необходимость и регулирования тех вопросов, которые не
относятся только к какой-то одной стороне. Именно социальный диалог давал
возможность профсоюзам говорить о своих нуждах, предъявлять претензии,
высказывать свои мнения. Да и власти такое общение было необходимо не меньше,
чтобы разъяснить партнерам свои возможности при обсуждении проблем.

Главное: правительству
были нужны рамки требований со стороны работников в лице профсоюзов. Ведь если
требовать безгранично много, без доводов и мотивированных ответов, то эти
требования ничем не оправданы и голословны! Требования ради требований?

Именно
поэтому профсоюзы должны были понимать возможности власти, предоставляя ей
максимально аргументированную и достоверную информацию. А государство, в свою
очередь, старалось прислушиваться к нам, давало объяснения, мотивировало
ответы…

Всегда лучше и
ценнее договориться, нежели таить обиду и какие-то недомолвки. Ведь
недовольство будет только накапливаться, в результате чего могут возникнуть
разные негативные последствия.

Что
было характерно для первых лет работы трехсторонней комиссии? Начало 90-х было
очень напряженным и сложным для нас периодом, профсоюзы испытывали огромный
прессинг. Учитывая и тот факт, что у нас почти не было опыта ведения
переговоров на таком уровне, наше поведение было явно агрессивным. Практически аналогично
с нами вела и сторона правительства. 

Иначе
говоря, диалог между сторонами шел достаточно сложно. Были моменты, когда
сторона профсоюзов оказалась готова уйти с заседания. В то время основными
участниками комиссии были профсоюзы и правительство, а объединение
работодателей носило несколько условный характер из-за своей малочисленности.

Стоит
отметить, что ведение диалога было затруднено не только агрессивностью
поведения сторон, но и объективными трудностями. Если жизнь заставляла
профсоюзы выдвигать справедливые требования, то власти, к сожалению, было
крайне сложно их удовлетворить. Кроме того, в ходе работы у нас возник вопрос:
а нужно ли выдвигать конкретные требования? Нам казалось, что если мы утвердим
конкретные обязательства, то их легче будет проконтролировать. А иначе, зачем
нам соглашения, в которых нечего контролировать? Но когда мы записали несколько
конкретных положений, то все оказались в очень не удобном положении.  Ситуация быстро менялась, мы же попадали в
отстающие, добиваясь того, что устарело и требовало скорейшего пересмотра.
Тогда Правительство стало склонять нас к тому, чтобы записывать в решения
комиссии какие-то общие принципиальные направления. В принципе, это нас тоже не
очень устраивает, так как если нам нечего контролировать, то какие претензии мы
можем предъявить по итогам выполнения подписанных комиссией решений?

Я
не могу согласиться с утверждением, что все стороны в социальном партнерстве
равны. Формально, конечно, равны. Но у всех у нас абсолютно разные возможности!
К примеру, в Правительстве работают целые структуры, вплоть до силовых
ведомств. У работодателей в руках реальная экономика, а что в распоряжении
профсоюзов? Нет ни власти, ни реальных рычагов управления экономикой. Мы можем
только контролировать и что-то требовать. Однако за 20 лет социального
партнерства мы, несомненно, стали опытнее и теперь ведем переговоры намного
грамотнее. Загнать власть в угол просто, но какой от этого толк?

Несомненное
достижение в том, что трехсторонние комиссии сегодня функционируют во всех территориях
региона. Конечно, формализма в них пока больше чем нужно. Но вместе с тем
значение этой формы социально-трудовых отношений сложно переоценить.

Во-первых,
она дает возможность сторонам признавать и уважать друг друга. Но в тоже время
нужно быть честным — период взаимного признания друг друга затянулся. Пора уже
и работать!

Если
говорить об областной трехсторонней комиссии, то, конечно, она стала более
организованно рассматривать все вопросы. Иначе и быть не может, ведь с нас
берут пример нижестоящие структуры — территориальные трехсторонние комиссии.

Во-вторых,
нельзя не порадоваться высоким охватом коллективно-договорных отношений на
предприятиях и организациях. Только в нашей сфере ими охвачено более 90
процентов работников!

Хотелось бы, чтобы контроль за исполнением условий как трехсторонних
комиссии, так и коллективных договоров был все же более жестким и постоянным.
Люди, которые этим занимаются, вместе видели, что их дела имеют реальную силу.
Чтобы нам не приходилось выбивать нужные решения. Каждый должен быть равным.

Записал пресс-секретарь ФОПОО Сергей ШКЕРИН