\"\"С начала года в Оренбуржье зафиксировано 4 тыс. 343 нарушения трудовых прав работников. Руководители организаций не спешат платить людям зарплату, заключать трудовые договоры и проверять безопасность рабочих мест.

Закон что дышло…

— Я никаких договоров с хозяином точки не заключал, — откровенничает продавец обуви на одном из рынков города. — Платит зарплату, и уже хорошо.

Такая философия характерна для большинства работников предприятий малого бизнеса. «Серые» зарплаты цветут буйным цветом.\"\"С начала года в Оренбуржье зафиксировано 4 тыс. 343 нарушения трудовых прав работников. Руководители организаций не спешат платить людям зарплату, заключать трудовые договоры и проверять безопасность рабочих мест.

Закон что дышло…

— Я никаких договоров с хозяином точки не заключал, — откровенничает продавец обуви на одном из рынков города. — Платит зарплату, и уже хорошо.

Такая философия характерна для большинства работников предприятий малого бизнеса. «Серые» зарплаты цветут буйным цветом.
— Но и более-менее крупные организации не стесняются экономить на рабочих, — говорит Фаиля Арсланова,и.о. руководителя Государственной инспекции труда в Оренбургской области. — Всё чаще мы замечаем, что сотрудники, проходящие испытательный срок, делают это также без трудового договора. Работодатель в это время не платит за человека никаких взносов (в том числе в Пенсионный фонд), а в случае возникновения споров отстоять права такого работника будет очень сложно.

Незаконно также и уменьшение заработной платы на первые месяцы работы (если это не стимулирующая выплата и человек отработал норму). Подобный вариант возможен только по соглашению сторон. Хотя в Оренбурге немало примеров, когда фирмы считают более выгодным несколько раз в год менять «испытательных» работников без каких-либо обязательств перед ними, нежели нанять постоянного сотрудника.

— Когда искал работу, обратил внимание на компанию, поставляющую расходные материалы для офисной техники. Их вакансию я видел уже давно и удивлялся, почему такие выгодные условия никого не привлекают, — рассказывает системный администратор Сергей Чернов. — Как выяснилось позже, здесь успели поработать десятки студентов и выпускников вузов — по паре месяцев с сокращённой заработной платой и без договоров. Когда человек успешно проходил испытательный срок и должен был начать работу по договору, от его услуг тактично отказывались. Кстати, эта вакансия до сих пор «свободна», хотя наверняка и занята очередным молодым админом.

Благодаря проверкам госинспекции труда в этом году 244 таких же работника на птичьих правах смогли-таки заключить трудовые договоры. Ещё десять — восстановлены на прежнем месте после незаконного увольнения, а с двадцати пяти сняты незаконно применённые дисциплинарные взыскания.

— Мы стараемся помочь каждому пришедшему к нам оренбуржцу, но нужно учесть, что срок обращения работника в суд за разрешением индивидуального трудового спора составляет всего три месяца, а в случае увольнения — и вовсе один. Если права были нарушены, не стоит медлить, необходимо срочно обратиться к нам за помощью, — предупреждает Фаиля Нигматзяновна. — К сожалению, народ у нас слишком терпеливый, доверчивый и может долго сносить несправедливость. К примеру, часто за консультацией приходят люди, которые боятся называть фирму, нарушающую закон. А вдруг уволят? Есть и такие, кто заранее знает, что в организации, имеющей большую задолженность по зарплате, они денег не получат, но всё равно устраиваются туда — лишь бы где-нибудь работать.

По данным службы государственной статистики по Оренбургской области, на 1 июля задолженность по заработной плате имели девять местных организаций — на общую сумму в 18 млн рублей (в основном предприятия обрабатывающего производства). Ещё 40 млн руб. долгов перед коллективом обнаружилось у нескольких работодателей благодаря проверкам госинспекции труда. Причём после соответствующих мер воздействия (за неоднократное нарушение сроков выдачи зарплаты один руководитель был уволен) 36 млн рублей всё же дошли до карманов рабочих.

Как показывает практика, даже если организация признана банкротом, надежда вернуть свои кровные у людей есть. Так, недавно в Ленинском районном суде Оренбурга было рассмотрено дело бухгалтера Т.И. Петровой, которой обанкротившийся работодатель задолжал более 400 тысяч рублей. Суд постановил не только вернуть все деньги, но и выплатить женщине 10 тыс. рублей за моральный вред.

Работа: опасно для жизни

К сожалению, трудясь на недобросовестного работодателя, человек рискует потерять не только деньги, но и здоровье. За прошедшие шесть месяцев этого года в результате полученных на производстве травм в области погибло 11 рабочих (за аналогичный период 2011 года — 9).

По словам заместителя главного государственного инспектора труда в Оренбургской области повопросам охраны труда Юрия Бахталова, чаще всего несчастные случаи происходят в сельском хозяйстве, обрабатывающем производстве, строительстве, транспортных предприятиях. Причина 43 процентов из них — неудовлетворительная организация труда. Попросту — халатность руководства.

— Треть всех несчастных случаев на производстве в этом году — падение с высоты, — констатирует технический инспектор труда Федерации организаций профессиональных союзов Оренбургскойобласти (ФОПОО) Александр Кочетковский. — Причём три из них произошли в одной и той же строительной фирме, где техническое освидетельствование оборудования попросту игнорируют. В последний раз человек сломал позвоночник и теперь практически прикован к постели. Наша задача — добиться для него выплаты всех полагающихся компенсаций. Вообще, подобными делами мы занимаемся очень серьёзно. Тем более что часто сами организации стараются уйти от ответственности, пытаются доказать, что человек сам виновен в случившемся. В таких случаях мы настаиваем на дополнительном расследовании, обращаемся в прокуратуру. Поэтому отстоять права пострадавших практически всегда удаётся.

Помогает профсоюз и в «выбивании» льгот и компенсаций за вредное производство, и в аттестации рабочих мест.

— В Трудовом кодексе прописано 22 пункта обязанностей работодателя, но такое ощущение, что у многих дело чести — их обойти, — считает председатель ФОПОО Виктор Антонов. — Бороться с ними можно только сообща. Например, настояв на заключении коллективного трудового договора. Он не только защитит от заниженных зарплат, но и даст возможность льготного лечения, гарантирует хорошие условия труда. Сегодня стараниями профсоюзов такие договоры есть у энергетиков, нефтяников, газовиков, в ряде школ и учреждениях культуры. Без них «умерить аппетит» сотрудника работодателю гораздо легче.

\»Пресса о нас\»: Газета \»Вечерний Оренбург\»,

автор: Людмила Ковалева